+7 (812) 600-55-77

Открыты во всех своих решениях Нам есть, что рассказать и мы готовы делиться своим опытом. Наши двери всегда открыты

Главная/Пресс-центр/Мы в СМИ/Перейти с Запада на Восток

Перейти с Запада на Восток

Российские предприятия наращивают долю на рынке строительных материалов и технологий. Но по ряду позиций сильными конкурентами остаются китайские товары.  

Если взять общий объем строительных материалов, то большая часть из них будет, скорее всего, произведена в России. "На мой взгляд, стройматериалы — одно из направлений, где импортозамещение достигло максимального эффекта, — считает коммерческий директор компании "ПЕНОПЛЭКС" Кирилл Иванов, — причем оно идет естественным путем и обусловлено логикой строительного процесса". Так, есть материалы, которые просто не привезти из–за рубежа, поскольку это невыгодно с точки зрения логистики.

Локальная история

Чтобы получить долю на российском рынке, иностранные производители активно занимаются локализацией. Например, на рынке теплоизоляционных материалов представлены иностранные компании, но они в основном производят материалы в России и строят здесь свои заводы, рассказывает Кирилл Иванов. В марте 2016 года финский концерн Rudus Oy запустил в Выборге производство бетонных блоков. Инвестиции в проект составили около 100 млн рублей. Если ранее компания занималась только импортом Elpo–блоков и бетона в Петербург, то сейчас планируется производить до 1 тыс. блоков марки Elpo. Это бетонные конструкции с уже встроенными коммуникациями: канализационной системой и вентиляцией, которые широко распространены в странах Скандинавии.

Импортосокращение

Эксперты говорят о замедлении активности на строительном рынке. Уже заметно, что сокращается и потребление некоторых стройматериалов, причем как в плане производства на территории РФ, так и с точки зрения импорта.Например, по данным СМПРО, в январе–феврале 2016 года производство цемента сократилось на 20,9%, до 4,9 млн т, импорт уменьшался более высокими темпами — на 35,1%, до 167 тыс. т. Участники рынка говорят и о значительном сокращении импорта кирпича и клинкера в 2015 году. В целом он уменьшился на 40%, из европейских стран — на 30%. "Текущая экономическая ситуация дает отечественным производителям широкий спектр возможностей, позволяет укрепить конкурентные позиции", — комментирует управляющий "ЛСР. Стеновые материалы" Сергей Бегоулев отмечая, что это касается в первую очередь крупных игроков, которые могут предложить большой ассортимент качественной продукции по сравнительно невысокой цене.

По данным департамента маркетинга строительных материалов "Группы ЛСР", поставки кирпичной продукции из Германии в 2015 году сократились более чем на 45%, объем импорта из Бельгии снизился на 17%. В поставках из Бельгии преобладают кирпичи ручной формовки. Рост поставок в 2015 году наблюдался только по Эстонии: объем импорта увеличился на 9% за счет проведения акций и перехода на рублевое ценообразование. В "Группе ЛСР" отмечают, что из Европы импортировались такие виды продукции: лицевой кирпич — 33%, фасадный клинкер — 17%, тротуарный клинкер — 20%, кирпич ручной формовки (кирпич под старину) — почти 30% и прочие виды продукции. В ближайшие годы тенденция по сокращению объемов импорта кирпича сохранится. На рынке уже появились производители кирпича ручной формовки. Таким образом, местные производители сформировали предложение по полному замещению импортной продукции (от тротуарного и фасадного клинкера до кирпича ручной формовки). "Тем не менее полностью с российского рынка импортная продукция не уйдет: по отдельным категориям привозного кирпича спрос сохранится", — прогнозирует Сергей Бегоулев.

Перехватили заказ

При этом производство может быть хоть и российским, но из импортного сырья. Например, как рассказывает руководитель департамента продаж и приобретений Surveyor International Group Максим Игнатович, сырье для пластиковых труб везут из Польши и Чехии. В результате даже продукция российского производства оказывается зависимой от курса валют.

К тому же замещение продукции может происходить не только на российскую, но и на продукцию других зарубежных производителей. Например, в сфере вентиляционного и климатического оборудования, как и многих других высокотехнологичных систем, лидером является Китай.

"Мировые лидеры в производстве этих систем не зря последние 10–15 лет всеми силами налаживали производство в Поднебесной и подтягивали качество до приемлемого уровня, — отмечает Максим Игнатович, — локализовать его теперь в России они не спешат, Китай прочно стал и в этой нише товаров признанной мировой кузницей". При этом рост курсов валют позволил китайскому оборудованию практически полностью вытеснить с нашего рынка, например, европейское. Это, конечно, позволило сдержать рост цен, но не помогло в импортозамещении.

На волне госзаказа

Одной из движущих сил импортозамещения в строительстве на сегодняшний день являются госзаказы. Исходя из государственной политики, многие госкомпании, особенно в оборонной сфере, сформировали четкие планы по импортозамещению при строительстве своих объектов, где доля российских материалов едва ли не указывается в процентном соотношении к общей смете, говорит Максим Игнатович.

А так как госзаказчики в условиях сужающегося строительного рынка будут играть все возрастающую роль, да и госконтракты, как правило, отличаются масштабностью, то бизнесу ничего не остается, как применять отечественные стройматериалы.

 

Мария Мокейчева maria.mokeycheva@dp.ru

Газета "Деловой Петербург",  30/03/2016

Адрес материала: http://www.dp.ru/104gsb/